СЛОВАРЬ РУССКОГО МИРА
Актуальные проблемы современной науки, номер 1 за 2017 год, с. 149-156.
Пашков Р.В., специалитет МГЮА

Данный словарь написан в рамках русского проекта или проекта русского мира российской государственности. Словарь дает целостное представление о понятийном аппарате русского проекта.
Итак, словарь.
Авторитет – решающее слово принадлежит заслужившим, ведет к иерархии мудрости. Решающее слово принадлежит старикам как отдавшим жизнь служению Родине и обладающим наибольшей мудростью в силу жизненного опыта. Самые горячие головы молодости остудит верное слово старика. Старшее поколение должно быть окружено всемерное заботой общества и особенно старики, положившие жизнь за Отечество, то есть ветераны Великой Отечественной войны.
Азиатское сотрудничество – поливариантное расширение взаимодействия России в Азии на основе взаимного учета интересов.
Буддистская цивилизация – самобытная самостоятельная цивилизация группы буддистских народов Азии на основе религии буддизма и восточного пути развития.
Вера Христова – путь к Господу через сомнения и искания, принятие в душе Господа как покровителя небесного и высшего судии, житие по законам Царства небесного на Земле, стремление построить Град божий как лучшее общество.
Вечевое начало – вся власть покоится на народном волеизъявлении. Высший суверенитет у Бога, но он вручил его людям для того, чтобы они жили по законам божеским и отвечали за свои поступки в Судный день. Вечевое начало оказалось неистребимым никаким тоталитарными структурами в русской истории. Чем больше вечевое начало развивается в государстве в гармонии с верховной властью государства, тем больше блага для государства.
Внешний проект – глобальный политический проект, выполняющий миссию страны для всего человечества, глобальная проблема развития, определяющая пределы развития человечества, миссия страны в человечестве, предназначение народа в истории человечества, мировое политическое сообщество, вытекающее из принадлежности к глобальному проекту, новый человек в масштабе человечества, открывающий новую эпоху, учение как глобальное распространение, отражающее только зависимость от истории, но не от национально-политических характеристик. Позволяет стране иметь единое идеологическое пространство в мире и имперскую судьбу.
Внутренний проект – духовная программа новой реальности, преобразующая страну на новых началах, национальная идея, формулирующая центр сверхусилий всего общества, миссия страны, божественный замысел о стране для своего народа, духовный космос, культурно-исторический мир мировоззрения народа, вытекающий из его истории, новый человек, создающий новое общество, парадигма как система центральных идей. Позволяет стране развиваться и выходить из тяжелого кризиса.
Восточно-европейский (евразийский) постклассический путь развития (Евразийский свет) – развитие евразийской цивилизации с ядром русского государства на основе православной цивилизации в условиях возрастающего внешнего давления для переформатирования геополитического пространства конкурирующими государствами и политическими группами при сильной центральной власти с опорой на служилую бюрократию, организованную ранее в дворянство, а начиная с 20 века в партийные структуры, в имперском общежитии народов на канонической территории православия и месторазвития русского и союзных ему народов.
Вселенский проект – глобальный проект одного из центров мировой силы во главе со сверхдержавой, в основе которого лежит идея построения лучшего общества на Земле для человека в любой точке мира. Проект можно построить везде и всюду и такими проектами в 20 веке был коммунизм как духовное раскрепощение человека труда и западная идея демократии как политический космос мироустройства человека.
Глобальный проект – проецирование мощи и влияния государства, в котором реализуется уникальный цивилизационный проект, и создание геополитического единства союзных народов. Такой проект имеет внутреннюю и внешнюю составляющую. Внутренний проект – строительство своего русского национального государства евразийской цивилизации, а внешний – провозглашение жития по Царству божьему православия. Наш проект не может экспортироваться, в этом отличие от вселенского, но нам это и не нужно, наше государство не должно быть топкой для очередных революционеров, наш проект будет увеличивать мощь народа и государства во внешнем окружении через центростремительное притягивание соседних государств в орбиту русского влияния.
Евразийская историческая идеология – система взглядов на единую политическую историческую судьбу русского и союзных ему народов в Евразии.
Евразийская крепость – лидерство русского проекта на евразийском геополитическом пространстве и политико-экономическая независимость русского государства от других центров мирового влияния.
Евразийская парадигма – система национальных религиозных ценностей веры, они воспринимаются народом как аксиоматические, данные от предков и Бога и не подлежат обсуждению как высшие духовные ценности, поднимающие народ на высоту величия в мире, составляющие его нравственную свободу.
Евразийская правовая семья — совокупность национальных правовых систем Евразии и является самостоятельной правовой семьей Евразии как особого континентального мира, что и находит свое выражение в праве. Евразийская правовая семья построена на сложных началах синтеза и единства многообразия, что включает в себя наличие судебного прецедента, кодифицированное право, трансформацию норм обычного права.
Евразийская школа права – школа права, зарождающаяся на просторах Евразии и предполагающая право евразийского мира как особой категории правовых понятий.
Евразийский культурно-исторический мир – исторически сложившееся взаимодействие народов Евразии внутри сообщества народов с ядром русского народа в качестве центра и собирателя народов Евразии как самостоятельной цивилизации в глобальном мире.
Евразийский Свет или русская цивилизация – первичная восточная европейская цивилизация, единая культурно-историческая общность земледельческого месторазвития русского народа, сохранявшая свое единство на всем протяжении своей истории, однако находившаяся под сильным влиянием внешних факторов развития на многих этапах развития.
Евразийский союз – союз евразийских государств под руководством русского государства.
Евразийское государство – союз государств восточно-европейской православной цивилизации во главе с государствообразующим русским народом и русской государственностью в виде концепции и доктрины русского государства как ядра.
Европейский дух – гуманистическое отношение западного человека к миру, основанное на переосмыслении себя в обмирщенной традиции Нового времени.
Европейское партнерство – равноправные отношения европейских народов и государств в геополитической системе взаимодействия по глобальным вопросам.
Европейскость – определяющая черта западного характера, заключающаяся в неутомимом познании самих себя и мира.
Естественность – целенаправленное самобытное развитие страны. Авторитет традиции в традиционализме позволяет противостоять умозрительным спекулятивным универсалистским концепциям разума. Естественность позволяет опираться на жизненный опыт поколений и хранить такие понятия как семья, государство, частная собственность. Для традиционалиста самым существенным является понятие истории как живой неразрывной цепи поколений, вырастающей из прошлого уникального для данного страны развития.
Жизненно важные интересы – критически важные области защищенности народа и государства в периферийных государствах и приграничных территориях соседних государств, а также на мировой арене взаимодействия с другими государствам.
Западная государственность – на современном этапе обмирщенное церковное понимание мира в виде всемирной демократической идеи народоправия гражданина государства.
Западная культура – совокупность технологических форм жизни и духовных творений западных народов в исторической перспективе и на современном этапе господства массовой культуры.
Западная традиция права – буржуазная трансформация средневековых европейских государств в условиях ускоренного накопления ресурсов за счет колоний и быстрого оформления класса буржуазии, заставившей королей проводить реформы по создания условиях для острой экономической конкуренции и всеобщих гарантий равных прав.
Западная форма правления – методы и формы управления западным демократическим государством, обеспечивающие относительный контроль гражданского общества политической нации за государством на основе доктрины соблюдения государством прав человека.
Западная цивилизация – единая культурно-историческая общность западных народов, воспринимавших себя как народы единой судьбы европейского вектора развития, основанная на выработанной идее демократии и гуманизма.
Западное демократическое государство – форма государства у народов западной цивилизации, которые выступают единым сообществом (лигой) демократий в мировом сообществе и в силу демократичности считающее проводить глобальную линию на всеобщую демократизацию (вестернизацию) по западной модели.
Западное лидерство – стратегия доминирования западного мира, представляющего самому себе как «конец истории» и высший идеал человечества.
Западное политико-правовое учение и западное учение о государстве и праве – основное политико-правовое учение западного мира (цивилизации), построенное на идее народоправия демократии и вытекающей из этой идеи всей системы государственных институтов и функционирования западных демократических государств.
Западноевропейский неоклассический путь развития (Старый и Новый свет) – развитие западной цивилизации в единых рамках существования внешнего окружения на основе гарантий прав частной собственности, партнерства государства и общества, свободного политического рынка.
Западный прорыв – идеология удержания доминирования в мире через постоянный скачкообразный технологический отрыв.
Индусская цивилизация – самобытная самостоятельная мировая цивилизация индусских народов на основе религии индуизма и восточного пути развития.
Историчность – практика предшествующих поколений, которая позволяет выработать оптимальный путь собственного развития. Историчность позволяет не совершать самых тяжелых ошибок в государственности и цивилизационном выборе. Она выступает как бы предохранителем от сиюминутных выгод в ущерб часто непоправимым, национальным интересам.
Китай или даосско-конфуцианская цивилизация – самобытная самостоятельная мировая цивилизация народа хань и союзных ему народов в едином китайском государстве в идеологической коммунистической интерпретации пути развития.
Латинская Америка или квазизападная цивилизация – производная цивилизация западной традиции с сильным архаичным автотохтонным индейским элементом.
Миссия русского государства – являться политической составляющей русского дома как родины русского народа, защищающей его и позволяющей ему счастливо развиваться.
Миссия русского народа – явить миру чудо русского мира и жития по божьим законам богоданной религии православия в сообществе союзных народов на русской земле.
Неправовое государство – государство в западном правопонимании и западной традиции права, в котором формально закреплённые нормы и правила не соблюдаются, отсутствует равенство субъектов перед законом, существует концепция «понятий», которые не зафиксированы в письменных источниках, но обязательны для исполнения. В общественно-политической жизни господствует неравенство, которое существует лишь умозрительно. Правитель принимает любые законы, без оглядки на историю и культуру народа.
Несоборное государство – государство в православном правопонимании и православной традиции права, которое выражает интересы узкой группы лиц, не служа интересам всего православного общества, общество не представлено в государственных институтах власти и государство делает ставку на силовое развитие, а не на свой духовный авторитет.
Новый Свет или западная цивилизация – вторичная производная западная европейская цивилизация, единая культурно-историческая общность западных народов, воспринимавших себя как народы единой судьбы европейского вектора развития, основанная на выработанной идее демократии и гуманизма.
Органическое единство – целостность функционирования и развития цивилизации, вытекающая из гармоничного ее мироустройства и опыта научения к внешним факторам. Органическое единство есть преодоление механистического разделения общественных функций госорганов и социально-экономических противоречий социальных групп.
Постклассическая культура – ситуация переосмысления культурного феномена в условиях радикальной трансформации общественных отношений в связи с развитием техники и производительных сил общества, когда появляются новые формы культурного развития, иногда даже пусть тупиковые.
Правовое государство – государство в западном правопонимании и западной традиции права, важнейшими принципами которого являются законность и справедливость. Всё, что прямо не запрещено нормативными актами, разрешено и доступно для человека. Если какие-либо законы противоречат общепринятым нормам права и явно затрагивают интересы человека (например, налог на воздух или на бездетность), то включаются естественные механизмы по их отмене.
Православие – сфера личной свободы человека, являющаяся основой народной культуры русского народа и определяющая российский образ жизни.
Православная государственность – свойство православных народов образовывать государства на основе освящения союза Церкви и государства для пути по замыслу Божьему.
Православная империя – общеценностный гуманистический федеративный имперский союз народов Евразии, основанный на российском образе жизни.
Православная культура – преобразующая роль первоначальной языческой культуры православных народов, выразившаяся в переформатировании материальных форм жизни и духовной жизни.
Православная традиция права – традиция, в настоящее время вытеснившая церковь только в сферу личной духовной свободы и очень сильно обмирщенная, но в целом стремящаяся осмыслить место православных народов в современном мире с точки зрения культурно-исторического наследия православного мира.
Православная форма правления – методы и формы управления государством с точки зрения православного учения о власти и государстве, согласно которому церковь должна принимать активное участие в делах государственных, указывая направления развития государства как заботу о православных и их защиту.
Православная цивилизация – особое ценностное отношение русского человека к окружающему миру и к самому себе, основанное на психотипе личностного развития и следовании богоданной религии православия.
Православное (церковное) право – система правовых норм, регулирующая внутреннюю жизнь православной церкви, а также отношения церкви с государством и обществом в рамках симфонии духовного и светского начал.
Православное государство – форма государства у православных народов, ядром идентификации которых выступает принадлежность к православной церкви, воплощающая православное учение о власти и государстве, предполагающая симфонию государственного и церковного начал в жизни общества, где православная церковь участвует в общественной жизни как пастырь духовных дел на основе нестяжательства.
Православное лидерство – стратегия лидерства православных народов мире через раскрытие всего духовного и гуманистического потенциала православия как вселенской религии.
Православное политико-правовое учение и православное учение о государстве и праве – политико-правовое учение православной церкви, обосновывающее ее роль в общественной жизни русского государства на началах симфонии и соборности в новой парадигме постклассической культуры как духовного лидера, указывающего путь, но не навязывающего его.
Православное право – система правовых норм, покоящаяся на православии как богоданной религии русского народа, божий закон по замыслу божьему, в расширенном варианте обнимающая собой все стороны жизни русского общества, в обмирщенном варианте выступает как церковное право.
Православность — определяющая черта православного характера, заключающая в служении во всем Господу.
Православный дух – единое отношение православных к миру и себе, основанное на Откровении Господа и традиции верования.
Православный модернизм – политическое течение, выступающее за активное вовлечение православия в общественную жизнь русского государства и построение православной церкви на началах светского мироустройства.
Православный прорыв – идеология православия как гуманистической вселенской религии истины Христа.
Православный фундаментализм – политическое течение, выступающее за примат церкви в государственных делах, церковь является частью православного государства, максимальное усилении религиозных начал в жизни русского общества.
Православный характер – отношение к миру, основанное на православной этике веры Христовой, формирующееся на основе принятия закона божьего как должного, определяемое через принадлежность к православной церкви. Православный характер – это религиозная форма русского национального характера.
Российская нация – политическая общность русского и союзных ему народов как суверен (повелитель) русского государства.
Российский образ жизни – поведение русских во внешних отношениях и в кругу семьи, определяемое мировоззрением, практикой бытия (хозяйствования) и государственной жизнью.
Россика или россиеведение – наука о становлении и развитии российского государства и его ядра русского народа и союзных ему народов.
Русская идея – национальная идея миробытия, выражающаяся в мироощущении русского человека, исходя из православия как вселенской религии, евразийского мира как месторазвития русских, Святой Руси как священной земли русского народа, направленная на пребывание в Господе, житии по заветам Христа и построении России как современного общества русского и союзных ему народов – федератов.
Русская культура – первоначально языческая в своей основе, а затем определяющее воздействие оказало православие, вобравшее в себя язычество, как совокупность материальных форм жизни и духовных творений русского народа.
Русская мечта – стремление построить Святой Град Божий на земле обетованной русского народа – России – по законам и заветам Божьим во Славу Божию, хранимым в сердце и душе каждого русского человека и видимым только русскому пред всем остальным миром.
Русская национальная государственность – свойство русского народа образовывать различные государственные структуры управления, выражая себя в государственном бытии на всем протяжении своей истории, стремясь реализовать высший идеал жития в гармонии семьи народов.
Русская партия – партия авангардного типа русского народа, отстаивающая интересы русского народа в русском государстве.
Русская правда – основополагающий закон русского мироустройства, жития по совести и правде в мире в гармонии с самим собой и окружающим миром, по данному русским закону божьему света православия.
Русская традиция права — традиция, никогда полностью не воплощенная в русском государстве с силу особых прав верховной власти целях обороны и безопасности государства, в настоящее время разрабатывается как новый глобальный русский проект.
Русская форма правления – методы и формы управления русским государством через построение русского государства как дома русского народа на священной земле православия при солидарности всех классов и сословий России, воплощающей себя в реализации русского духа как части мироздания.
Русская цивилизация – единая культурно-историческая общность земледельческого месторазвития русского народа, сохранявшая свое единство на всем протяжении своей истории, однако находившаяся под сильным влиянием внешних факторов развития на многих этапах развития.
Русский дух – самоосмысление русским народом себя самого мире и самопозиционирование по отношению к другим народам и государствам, что выражено в определенных политических институтах государства, видоизменявшихся с течением времени или душа русского народа как система единых коллективных представлений всемирной русской общины о самих себе и своем месте в мире и космосе Вселенной.
Русский космос – представление русского народа о мире и самих себе в исторической перспективе.
Русский культурно-исторический мир – цивилизационная платформа евразийского культурно-исторического мира, являющаяся его органической и необходимой частью как культурное месторазвитие русского народа в исторической перспективе на основе земледельческого типа хозяйствования и православного построения общества.
Русский мир – единый дом русского народа в душе каждого русского человека на священной земле русских – России – канонической территории православия. Русский мир – соборный мир русского государства и русского духа.
Русский народ – люди с общим генотипом и психотипом личностного развития, связанные единством исторической судьбы в рамках единого общего государства, сообщества народов с одинаковым земледельческим типом хозяйствования, православием как религией народной культуры русских и образовывающие русское государство как свой дом в едином пространстве русской культуры и русского языка как типа мышления и восприятия окружающего мира.
Русский прорыв – идеология лидирующих позиций русского народа в мире через житие по заветам Христа.
Русское государственное право – система правовых норм, устанавливающая основы русской государственности в рамках православной цивилизации, формирующая систему русских государственных институтов православного учения о власти и государстве, продолжающая традицию правления на платформе русского народного духа.
Русское государство – структурная форма развития общественных форм мироустройства русского народа как государствообразующего и союзных ему народов в единой империи как федеративного союза народов-федератов, воплощающая в себе русский народный дух и русскую форму правления на основе доктрины русского права в православной цивилизации православной формы правления, представляющей собой единое целое с государственностью русского народа.
Русское единство – единство русского народа в проведении согласованной внешней политики.
Русское лидерство — стратегия глобального духовного лидерства русского народа, вытекающая из православия как Откровения Господа, создаваемая как часть русского мира и русской цивилизации, заявляющая о себе в сообществе других мировых держав на равных началах партнерства русского государства с другими мировыми народами.
Русское политико-правовое учение и русское учение о государстве и праве – система взглядов и представлений, заключающаяся в обеспечении лучшего правления для русского и союзных ему народов, защите русского государства в отношениях с другими государствами, мобилизации ресурсов для освоения месторазвития русского народа.
Русское право – система правовых норм, строящаяся на основе традиции русского народного духа в рамках православного учения о власти и государстве и учитывающая достижения мировой правовой мысли при соответствии доктрине русского права.
Русское пространство или каноническая территория русского народа и русского православия – органическое месторазвитие русского народа с исторически сложившейся культурой, связанное общим типом мировоззрения и представлениями о мире и Вселенной на основе православного взгляда на мир.
Русское устройство государства – территориальная разнесенность русского государства как имперского союза народов-союзников, при которой народы делегируют право управления общими делами союзному центру, возглавляемому государствообразующим русским народом.
Русское царство – царство русского духа, воплощение заветов предков по строительству общего дома познания судьбы и жития по божьим законам в соборном русском государстве.
Русскость – ядро и главная черта национального характера русского народа, заключающаяся в стремлении русских к гармоничному взаимодействию с другими народами и защите своего дома, земель и православной цивилизации, выражающаяся в житии по божьему закону «поступай как должно».
Свет православия – духовное знание о пути по дороге к Христу, подвижнический дух русского народа через монастыри, служение вере Господней в делах каждого русского человека, миссия русского народа в мире как просвещение в вере Христовой.
Святая Русь – сияющая звезда русского града на Земле как справедливое и равное сообщество союзных народов Евразии во главе с русским народом, строящих вместе великую державу как евразийскую крепость, стремящихся к гармоничному взаимодополняемому развитию таких разных народов с девизом: «В единстве сила».
Святой Град Китеж – подвижнический дух русского народа, строящего монастыри для освоения новых земель в средневековье, несущий свет православия и просвещения другим народам, гармонично строящий единую державу, в общем, идеал русского духа.
Славистика или славяноведение – наука о становлении и развитии славянских народов Европы.
Славянская солидарность – солидарность славянских народов и государств по вопросам взаимного национального интереса в глобальной политике.
Соборность или соборное государство – государство в православном правопонимании и православной традиции права, в котором государство должно служить интересам всех граждан, власть должна выражать интересы всех основных социальных групп через демократические институты власти. Церковь должна занимать особое место в жизни общества, являясь моральным авторитетом.
Старый Свет или западная цивилизация – первичная западная европейская цивилизация, единая культурно-историческая общность западных народов, воспринимавших себя как народы единой судьбы европейского вектора развития, основанная на выработанной идее демократии и гуманизма.
Стратегические национальные интересы – защищенная потребность народа и государства в развитии, сформулированная как цель внутренней и внешней политики в равноправном развитии на мировой арене.
Традиция – преемственность генетической памяти поколений и исторического опыта, что вызывает естественность преобразований во всех сферах жизни общества. Разрыв традиции ведет к чудовищным потерям общества и самым резким отрицательным изменениям. Возможно, что блага революции очень велики, но ее цена очень высока.
Трансатлантическая равновесная система – взаимодействие России и США по взаимно пересекающимся областям проблем, требующим совместного сотрудничества во имя общего блага мира.
Царство небесное – идеальное представление о житии по божьим заветам на Земле.
Честь рода – высокая личная ответственность за каждый поступок русского как человека чести. Высшее достоинство чести в служении Отечеству. Высшим почетом является ратная служба и чиновничество как самые нужные и ответственные службы в обществе. Честь рода является воплощением долга русского человека перед Родиной. Честь предполагает союзничество русских людей во всем мире.
Этика Христова – созидательное отношение православного христианина к миру, стремление сделать его гармоничным, воспеть любовь к жене как любимой женщине, воспитать детей в вере Христовой, участвовать в строительстве своего государства как дома русского народа.