О БОРЬБЕ С ВОЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ИСЛАМИСТСКОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ КАВКАЗА.
Актуальные проблемы современной науки, номер 4 за 2016 год, с. 169-174.
Пашков Роман Викторович, Специалитет МГЮА
Исламистское сопротивление Кавказа или террористическое подполье на Кавказе обладает и военной организацией, как ни парадоксально это звучит. Данная организация устойчива к попыткам ее уничтожения, хотя влияние и заметно снижается все последние годы, будучи сведено к минимуму в Чеченской республике.
Рассмотрению этого феномена и посвящена настоящая статья.
Центральное управление.
Военная организация исламского сопротивления Кавказа сформирована в виде Вооруженных сил Имарата Кавказ, верховным главнокомандующим которых является амир Эмирата. Его заместителем является наиб Имарата Кавказ, он станет амиром в случае убийства амира исламистского государства. Военные силы представляют собой по представлению исламистов авангард освободительной борьбы мусульман за установление законов шариата и исламского правления. Вооруженные силы Имарата Кавказ являются военной организацией кавказских народов для распространения ислама и создания исламского государства по мнению самих исламистов.
Глобальным политическим планированием военных операций занимается Маджлисуль Шура моджахедов Кавказа. В него входит высший командный состав ВС Имарата Кавказ, алимы (авторитетные лица), члены Верховного шариатского суда (кади). Решения Маджлисуль Шура обязательны для исполнения всеми структурами кавказского исламского государства. Амиром Шуры является амир Эмирата. Текущим военным планированием занимается Военный комитет Государственного комитета обороны – Маджлисуль Шура. Военный комитет возглавляет военный заместитель амира – военный наиб кавказских моджахеддинов. Военный наиб является третьим по рангу лицом в Имарате Кавказ и третьим человеком при замещении поста амира исламистского государства. Члены Военного комитета утверждаются ГКО-МШ Имарата Кавказ. Решение о проведении той или иной стратегической военной операции принимает именно Военный комитет ГКО-МШ, хотя чаще всего решения принимает Шура (меджлис) фронта во главе с амиром Имарат Кавказ (выездное совещание так сказать), который проводит войсковую операцию.
Возглавляет Генеральный штаб ВС Эмирата обычно начальник в ранге полковника. Генеральный штаб входит в состав ставки Верховного главнокомандования ВС Имарата Кавказ и включает в себя:
Штабной батальон,
Оперативный отдел,
Информационно-аналитический отдел,
Отдел тыла,
Отдел связи,
Отдел вооружений,
Отдел снабжения,
Отдел разведки,
Отдел охраны.
Структурно все Вооруженные силы Имарата Кавказ по типам войск включают:
1. Собственно Вооруженные силы – костяк регулярных войск, кадровые соединения, воющие на постоянной основе, однако речь о крупных кадровых соединениях не идет, наоборот, все подразделения разбиты на небольшие отряды. В перспективе при переходе к кадровой регулярной армии в «освобожденных районах» планируется выделение Главных сил резерва ставки Верховного главнокомандования и региональных сил фронтов,
2. Специальные диверсионные силы – подчиняются Мухабарат (Службе безопасности Имарата Кавказ), они организованы в форме специальных оперативных групп для ликвидации сотрудников правоохранительных органов в городах, это основная ударная сила городской герильи моджахедов,
3. Иррегулярные силы ополчения – дислоцируются в том же населенном пункте, где и проживают члены отрядов самообороны, они преобразуются в Шариатскую гвардию, планируется, что Шариатская гвардия будет аналогична военной полиции,
4. Подпольная сеть, состоящая из сочувствующих и сторонников, располагающая сетью снабжения, поставок оружия, отдыха повстанцев, именно подполье есть главная структура поддержки повстанцев.
Общую численность Вооруженных сил моджахедов на Кавказе можно оценить в 2007 году по самым приблизительным оценкам в 6700 боевиков, Специальных диверсионных сил в 700 солдат, Иррегулярные силы ополчения, преобразуемые в Шариатскую гвардию, — оценке не поддаются плюс подполье 25 тысяч (активная поддержка, участие).
На территории Чечни (считая Вооруженные силы Имарата Кавказ и спецназ) 3000 боевиков, Дагестан – 1500, Ингушетия – 1000, Кабардино-Балкария 700, Северная Осетия 300, Карачаево-Черкесия 300, остальной Юг России 400. Урал и Поволжье порядка 200-300 человек. Иррегулярные силы ополчения в основном на территории Чечни, хотя тенденция разрастания в Ингушетии и Дагестане налицо. Иррегулярные силы ополчения преобразуются в милиционную Шариатскую гвардию, которая будет выполнять функции военной полиции. Военное руководство Имарата Кавказ пришло к мысли о необходимости иметь постоянные силы правопорядка в милиционной форме.
Половина сети подполья находится на территории Чечни. Именно подполье обеспечивает поддержку моджахедов со стороны населения. За 2006-2007 годы силы Кавказского фронта увеличились в 3 раза и достигли 2500 бойцов, за 2005-2007 годы в Вооруженные силы Имарата Кавказ на территории Чечни вступало в среднем 600 бойцов. Только Вооруженные силы способны проводить общевойсковые наступательно-штурмовые операции, Шариатская гвардия может только оказывать содействие. К концу 2007 года военное командование моджахедов решило в основном задачи пополнения и развертывания. Проблемы обеспечения оружием пополнения были решены.
Специальной службой является Служба безопасности Имарата Кавказ — Мухабарат, раис (руководитель) которой назначается амиром Эмирата. Численность кадровых военных в Мухабарат 150 человек. В структуре Мухабарата существуют:
Отдел военной контрразведки с особыми отделами в составе фронтов,
Отдел военной разведки,
Отдел экономической разведки,
Отдел специальных операций – ликвидация командиров противника.
Территориальная организация ВС ЧРИ до 2003 года.
Вооруженное формирование — это крупное военизированное соединение, руководимое авторитетным политическим или военным лидером, созданное для силовой защиты интересов определенной финансово-экономической и политической (религиозной) группировки. Вооруженное формирование, как правило, включает представителей одного или нескольких родственных тейпов (джамаатов).
Вооруженное формирование организационно состоит из командира (командующего), штаба и двух группировок (на период боевых действий до 500 чел. каждая). Группировки в свою очередь подразделяются на боевую, предназначенную для непосредственного проведения операции в указанном районе, и резервную и предназначенную для наращивания усилий и плановой (как правило, через неделю) замены воюющих боевиков. Группировка делится на пять-шесть отрядов (по 100 чел. и более), которыми руководят амиры (полевые командиры).
Отряд, как правило, состоит из трех групп (http://www.e-reading.by/bookreader.php/126565/Kirilenko_-_Dnevnik_boevika.html Кириленко А. (составитель) Дневник боевика»).
Первая — центральная группа (до 100 чел.), которая постоянно находится с амиром в боевом состоянии и не имеет постоянного места дислокации.
Вторая группа (количество зависит от размера территории и может составлять до 20 чел.) находится в населенном пункте. Эта группа подчиняется, контролируется и имеет связь только с амиром. Члены группы прошли обучение в специальном учебном центре и специализируются на минировании, снайперской стрельбе и диверсионно-разведывательной деятельности. Боевики второй группы глубоко, законспирированы и занимаются легальной общественной деятельностью.
Третья группа — группа «помощников». Это единомышленники и сторонники амира, проживающие у себя дома. С целью экономии финансовых средств эта группа не находится постоянно с отрядом. В случае приказа амира они являются к нему и выполняют задание, затем снова возвращаются домой и занимаются обычным делом или действуют самостоятельно с согласия амира.
Таким образом, центральная группа является основным формированием отряда и состоит из трех взводов по три отделения в каждом. На вооружении группы имеется только легкое в переноске оружие, так как она постоянно находится в движении, совершает нападение и уходит. Время место и цель нападения назначаются амиром. В состав отделения входят один гранатометчик, два пулеметчика, два снайпера, два автоматчика и два разведчика.
Такая структура ВС ЧРИ была до 2003 года, когда был полностью принят план непрерывного расширения затяжной партизанской войны.
Территориальная организация ВС ЧРИ с 2003 года (сейчас Имарата Кавказ).
Территориально ВС Имарата Кавказ включают следующие фронты на территории Чечни:
Северный фронт,
Восточный фронт,
Южный фронт,
Юго-Западный фронт,
Центральный фронт (Джохар, так называют боевики Грозный).
Территориально ВС Имарата Кавказ включают следующие фронты вне территории Чечни:
Дагестанский фронт,
Кавказский фронт,
Уральский фронт,
Поволжский фронт.
Фронт состоит из нескольких секторов (или участков, оперативных зон).
Фронт возглавляет амир фронта, руководящий штабом фронта. Штаб фронта включает отделы:
Оперативный отдел,
Информационно-аналитический отдел,
Отдел тыла,
Особый отдел.
Сектор возглавляет амир сектора. Амира фронта и амира сектора утверждает Военный комитет ГКО-МШ Имарата Кавказ. В сектор входят военные подразделения джамаатов, исламские бригады и как более мелкие соединения оперативно-боевые группы. Всего 9 фронтов и 35 секторов насчитывается в ВС Имарата Кавказ. В 2007 году в секторе — 10-15 групп, джамаат располагает 2-5 группами, бригада от 5 групп, в группу входят 10-20 солдат. В 10-12 секторах (районах Чечни) по 250-300 моджахедов, в 5-7 секторах (районах Чечни) по 150-200 моджахедов. Однако, например, только в ингушском секторе Кавказского фронта ВС Имарата Кавказ в 2007 году насчитывалось не менее 1000 бойцов. Штаб Ингушского сектора Кавказского фронта насчитывает несколько отделов, копируя структуру Генерального штаба ВС Эмирата.
Информация об исламской бригаде шахидов «Риядус ас-Салихийн» крайне отрывочна и противоречива. На данный момент это классическая террористическая международная исламистская организация с широкой материальной базой, военными лагерями и связями лидеров с международными террористическими организациями. При этом надо иметь ввиду, что Басаев не стремился себя связывать с организациями типа «Аль-Каиды», боясь попасть под их контроль, но охотно использовал их помощь.
Враги Имарата Кавказ
Основным прицелом бойцов Имарата Кавказ являются:
• Российские федеральные войска и спецслужбы — харбии.
• Работающие в российских силовых ведомствах и в публичной службе этнические северокавказцы – муртады.
• Позитивно настроенные к Российской Федерации местные духовные лидеры, последователи традиционного ислама (кадирийского и нахшабандийского суфитского тариката) – мушрики.
• Владельцы азартных заведений и притонов, торговцы алкогольными напитками и наркотиками – распространители куфра.
Кавказский фронт ВС Имарата Кавказ.
5 мая 2005 года распоряжением президента ЧРИ образован Кавказский фронт ВС ЧРИ в составе следующих секторов: Адыгейский, Ингушский, Кабардино-Балкарский, Карачаево-Черкесский, Краснодарский, Ставропольский (с одновременным выводом их из подчинения Западному фронту), а также вновь созданный Осетинский сектор.
В структуре Кавказского фронта Вооруженных сил Имарата Кавказ были выявлены в разное время:
объединенная разведка и контрразведка фронта Мухабарат,
Шура алимов,
Амир фронта во главе со штабом фронта,
Структурные сектора на основе джамаатов,
Меджлис моджахедов фронта.
Джамааты Северного Кавказа в составе ВС Имарата Кавказ:
на Северном Кавказе в целом международная группировка разведывательно-диверсионная бригада чеченских шахидов «Риядус-ас-Салихийн» («Сады праведных») из 6-8 джамаатов (батальонов)
В республике Ингушетия единый джамаат «Халифат» (ингушский сектор),
В республике Северная Осетия-Алания военный джамаат «Катаиб-аль-Хоул» (осетинский сектор),
В республике Дагестан джамаат «Дженнет» («Рай») и джамаат «Шариат», ряд джамаатов, в том числе буйнакский, каспийский, махачкалинский,
в Кабардино-Балкарской республике Объединенный джамаат «Ярмук» и Кабардино-балкарский джамаат (кабардино-балкарский сектор),
в Карачаево-Черкеской республике Карачаевский джамаат «Хизб-ут-таухид» (карачаево-черкесский сектор),
в Ставропольском крае – Ногайский джамаат (ставропольский сектор),
в Чеченской республике – Объединенный исламский джамаат, куда входят пять джамаатов.
На примере ИС КФ ВС ИК (Ингушского сектора Кавказского фронта Вооруженных сил Имарата Кавказ) можно выделить: амир сектора, штаб военного командования, структурные подразделения. Штаб включает оперативный отдел, информационно-аналитический отдел, отдел вооружений и отдел тыла. Численность штаба порядка 20-30 человек. В Ингушетии действует 30-40 специальных оперативных групп численностью от 15 до 30 бойцов. Данные группы обладают способностью проводить крупные операции и временно объединяться в бригады.
Необходимо отметить, что существует тенденция интеграции военных структур джамаатов в общую военную структуру Имарата. Через объединенное военное планирование и операции джамааты как внутреннее единство размываются и ощущают себя частью более высокого уровня. Джамааты формально еще сохраняются, но все более интегрируются.
«Риядус-ас-Салихийн».
Первоначально называлась разведывательно-диверсионный батальон чеченских шахидов «Риядус ас-Салихийн», с 2002 года соответственно бригада. Образована была как структурный компонент сил специального назначения на базе диверсионных сил Высшего Военного Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа. Командиром данной бригады являлся Шамиль Басаев. Всего в организации 6-8- батальонов по 30-40 бойцов, половина чеченцы.
Структура организации является классической: в ней четыре линии, а именно военная, оперативно-боевая, политическая и духовная. Басаев или Абу Абдаллах Идрис Шамиль совмещал функции политического и военного главы, что нехарактерно для такого рода организаций, но это объясняется его признанным авторитетом среди исламистов Кавказа. Политическую линию возглавляет Меджлис аль Шура как Меджлис эмиров джамаатов, военного командования и духовных лиц. Меджлис аль Шура выбирает Исполнительную Шуру во главе с Верховным эмиром на неопределенный срок. Исполнительная Шура образует комитеты для работы. Комитеты следующие: политический, социальный, информационный, шариатский и боевой.
Военная линия включает верховного военного амира и Военную Шуру из командующих батальонами. Батальон является основным военным подразделением. Его численность колеблется от двадцати до пятидесяти человек. В его состав входят отделения как боевые группы. Батальон называется разведывательно-диверсионный батальон чеченский шахидов № ___ соответствующей оперативной зоны.
Оперативно-боевая линия включает в себя заместителя верховного военного эмира по боевым операциям. Данный амир возглавляет Шариатскую службу безопасности. Ключевым органом является Штаб планирования и остальные отделы. Следующий уровень оперативное направление с секторами, направление возглавляет амир. Так, в дагестанское оперативное направление входят ауховский сектор, аварский сектор, лезгинский сектор, даргинский сектор и центральный сектор (Махачкала).
Духовная линия включает два элемента: суд и духовное руководство. Духовную линию возглавляет Шариатский комитет Исполнительной шуры. Шура улемов санкционирует теракты. В каждом джамаате есть выборный улем. Суд понятие условное в данном случае. В организации есть Шариатский суд во главе с Шариатским амиром. В каждом джамаате есть кади, иногда он совмещает эту должность с улемом.
Проиллюстрируем эту взаимосвязь. Группа Мовсара Бараева в Москве – это Аргунский джамаат Чечни, Третий батальон шахидов и Аргунский сектор Чеченского оперативного направления. Группа Магомеда Евлоева в Беслане – Ингушский джамаат, Второй батальон шахидов, Ингушский сектор Центрального оперативного направления.
Чеченские арабы и международный терроризм.
Коснемся вопроса о роли добровольцев-наемников в событиях на Северном Кавказе в последние 15 лет. В первую российско-чеченскую войну наемников было не больше 250-300 бойцов в рядах ВС ЧРИ. Их состав количественно увеличился к 1999 году до 800 человек. На начало 2003 года из-за потерь оставалось 500 человек. В настоящее время на Северном Кавказе не более 50-70 бойцов. Наемников-добровольцев обобщенно называли чеченскими арабами. Их самая значительная роль – это роль инструкторов, в частности, по минно-подрывному делу.
В связи с антиамериканским сопротивлением в Ираке почти все добровольцы уехали с Кавказа (http://www.kuchaknig.ru/show_book.php?book=41342 Фальков М., Каневская Н. «Чеченские арабы» уезжают домой»). Самым известным добровольцем был эмир Хаттаб из Иордании. В 2002-2004 годах арабы составляли почти половину полевых командиров Чечни. С 2005 года зависимость финансирования от вливаний арабских фондов у Исламского сопротивления Кавказа качественно снизилась и Сопротивление по большей части перешло на самофинансирование и в связи с этим и снизилась значение арабского фактора. В тоже время наличие наемников позволяет России постоянно говорить о международном терроризме.
Провозглашение исламского эмирата Кавказ идет в русле идеологии «Аль-Каиды», то есть после Исламского эмирата Афганистана «Талибана» и Исламского эмирата Ирак Шуры моджахедов Ирака. Исламский эмират Сомали Союза шариатских судов пока не состоялся. Хотя логика такова, но связи с международными группировками исламистской и террористической направленности у кавказских исламистов действительно слабы в настоящее время.
Заключение.
Итак, описанный в статье феномен военной организации террористического подполья позволяет оценить такую организацию как подготовленную и разветвленную структуру, способную длительное время сопротивляться. Российское государство постепенно перемалывает данный феномен как раковую опухоль, но до финиша этой борьбы еще далеко.