Положение об управлении рисками

1. Общие положения
1.1. Для целей настоящего Положения под риском понимается потенциальная угроза наступления событий, результатом которых может стать снижение прибыльности или убыток, снижение уровня капитализации, репутационные и иные потери, способные нанести ущерб бизнесу и его владельцам.
1.2. Внутренними рисками являются риски, связанные с финансово-хозяйственной деятельностью Общества и его контрагентами.
Внешними рисками являются риски, не связанные и не вытекающие непосредственно из деятельности Общества.
Недопустимыми рисками признаются риски, наступление которых достаточно вероятно и может привести к существенному ущербу для Общества и его акционеров.
1.3. Сущность управления рисками заключается в выявлении и оценке рисков, их мониторинге, разработке и реализации системы мероприятий, направленных на снижение вероятности реализации риска и/или уменьшение размера потенциальных потерь в случае реализации риска, контроль эффективности этих мероприятий.
Целями настоящего Положения являются формирование системы управления недопустимыми внутренними и существенными внешними рисками. Управление допустимыми рисками осуществляется в рамках действующей в Обществе системы внутреннего контроля.
1.4. Управление рисками является важной составной частью системы корпоративного управления Общества, выстраиваемой с целью:
• повышения устойчивости Общества,
• роста его инвестиционной привлекательности,
• повышения обоснованности принимаемых управленческих решений,
• защиты интересов акционеров, инвесторов.
1.5. Настоящее Положение является внутренним документом Общества, обязательным для исполнения всеми органами управления и сотрудниками Общества.
2. Принципы формирования системы управления рисками
2.1. Основными принципами, на основании которых строится система управления рисками, являются:
1) Принцип цикличности, сущность которого заключается в систематической повторяемости хронологически взаимосвязанных процедур по выявлению, оценке, планированию и управлению рисками, а также превентивно осуществляемый мониторинг и управление рисками.
2) Принцип комплексности, в соответствии с которым в управлении рисками в той или иной степени участвуют все органы управления Общества, руководители и ведущие специалисты его подразделений.
3) Принцип регламентации, реализующийся в том, что все процедуры управления рисками регламентируются внутренними нормативными и методическими документами Общества, включая регламент идентификации рисков, методику оценки рисков, положение о процедурах внутреннего контроля, положения о подразделениях и должностные инструкции сотрудников.
4) Принцип прозрачности, выражающийся в доступности информации о составе существенных рисков Общества и системе управления ими для всех заинтересованных лиц.
5) Принцип соблюдения приоритетности, сущность которого выражается в том, что выстраивание системы управления рисками осуществляется в первую очередь в отношении существенных рисков.
6) Принцип адекватности – стоимость мероприятий по управлению риском не должна превышать ожидаемого снижения ущерба при реализации риска.
7) Принцип профессионализации – реализация программы постоянного обучения руководителей и сотрудников Общества методам выявления и управления рисками.
3. Основные элементы системы управления рисками
3.1. Основными этапами процесса управления риском являются:
• идентификация риска;
• оценка риска;
• планирование;
• контроль.
3.2. Идентификация риска предполагает выявление рисков.
В выявлении рисков участвуют все руководители структурных подразделений Общества.
Для идентификации риска могут быть использованы следующие методы:
• подготовка экспертных заключений,
• анкетирование,
• исследование рынков,
• финансово-экономический анализ,
• проведение риск-сессий и другие.
3.3. Выявленные риски оцениваются с точки зрения вероятности их возникновения и размера потенциального ущерба. Для этих целей применяются как количественные, так и качественные методы оценки. Риски подлежат ранжированию.
3.4. Основными способами управления рисками являются:
• принятие риска,
• уменьшение риска,
• разделение риска,
• отказ от принятия риска.
Принятие риска предполагает самостоятельное устранение последствий наступления рисковых ситуаций и покрытие убытков за счет собственных средств.
Уменьшение риска осуществляется посредством разработки и реализации системы мероприятий, направленных на снижение вероятности возникновения риска, а также уменьшение размера потенциально возможного ущерба, в том числе посредством локализации объектов риска, диверсификации бизнеса, установления лимитов и предельных значений экономических показателей, давления на рынок, реализации процедур внутреннего контроля, создания резервов и так далее.
Разделение риска предполагает передачу части риска другой стороне посредством его страхования, передачи бизнес-процесса на аутсорсинг, создания совместных компаний, хеджирования и т.д.
Отказ от риска предполагает уклонение от ведения деятельности или совершения действий, связанных с риском соответствующего уровня.
3.5. Контроль предполагает систематическое составление и рассмотрение отчетности о выполнении планов управления рисками и анализ эффективности реализованных мероприятий.
4. Утверждение положения
4.1. Данное Положение утверждается Общим собранием участников Общества.