Пашков Роман
Сирийские жернова и ресурсы Башара Асада
Оппозиция требует безоговорочного ухода Башара Асада, а правящий режим ставит условие оппозиции – полное разоружение перед переговорами. Каждая сторона рассчитывает прежде всего на военный успех и рассматривает политические переговоры как слабость, уступку. Сирийский конфликт комментирует исламовед, эксперт по государственному исламскому праву Роман Пашков
Президент Асад – из алавитского меньшинства
Islam Today: На начальном этапе сирийских событий авторитарный режим легитимно правящего Башара Асада победил демократию в масштабах Сирии. Сирийский президент вознамерился и далее так действовать в отношении противников власти. К чему это привело? «По данным ООН (от 2 января.2013) число жертв необъявленной гражданской войны в Сирии с марта прошлого года превысило 60 тысяч человек!» Менее чем за год в безумном конфликте погибло примерно население одного небольшого города Сирии. Роман, по Вашему анализу, какова расстановка сил в сирийском конфликте сегодня – внутри Сирии и вокруг нее?
Роман Пашков: В сирийском конфликте сильно присутствие внешних игроков. С одной стороны алавитскую правяшую элиту поддерживает армия и силовые структуры, она контролирует крупные городские центры, опирается на поддержку алавитов (15% населения, секта шиитов) и меньшинств (западных курдов на востоке Сирии, христиан, друзов и так далее), – внутри страны. Извне – имеет поддержку в противостоянии внешнему давлению со стороны России и Китая (как постоянные члены Совета безопасности ООН не санкционирующие внешнюю интервенцию), плюс региональные игроки на уровне государств (Иран) и также политических структур (ХАМАС в секторе Газа и Хезболлах в Ливане).
На стороне повстанцев объективно выступает альянс западных государств и арабских монархий Персидского залива во главе с Катаром. Повстанцы контролируют подавляющее большинство сельских районов. Хотя единства среди повстанцев нет, они реально не объединены в военном отношении, а в политическом – лишь частично. Финансирование повстанцев идет со стороны Саудовской Аравии и Катара, которые стремятся взять реванш за победу шиизма после американской интервенции в Ираке.
Наиболее организованы фундаменталистские группировки повстанцев, имеющие серьезное влияние. Сама оппозиция отнюдь не является чем-то единым целым. Не будем забывать историю, – о восстании исламистов в Хаме в 1982 году, подавленное танками.
Islam Today: Могут ли победить повстанцы в военном отношении?
Р.П.: По оценкам западных финансовых экспертов, даже несмотря на очевидные потери Сирии от санкций, валютных резервов Сирии хватит, как минимум, до конца 2013 года. Запад всеми силами стремится создать легитимное представительство оппозиции, однако оппозиция, это подчеркнем, – крайне разнородна.
Ключевой момент, на стороне режима – секта алавитов, она в меньшинстве – 15% населения, и курды (8-10% населения). Вопрос в том, что поддержка среди зажиточных горожан-суннитов у режима падает. Режим теряет социальную базу. Сельское население для нынешних властей Сирии уже потеряно в политическом отношении.
Повстанцы продолжают захватывать военные базы, но пока это маленькие базы типа баз ПВО или небольших гарнизонов. Крупные базы дивизий в руки боевиков не попали.
Islam Today: Если анализировать общую картину Сирии, в чем была первая роковая ошибка Асада?
Р.П.: Таких ошибки целых две. Политическая состоит в том, что изначально надо было оперативно выбивать социальную базу протестов через реальные политические реформы радикального типа.
Однако здесь то же самое, что в Северной Корее: реформы могут повлечь потерю власти. В военном отношении режим допустил возможность перехода от мирных протестов к повстанческим отрядам военного типа.
Islam Today: Президент Асад видел первые жертвы политического кризиса, нарастание протестного движения оппозиционеров. В чем была слабость Башара Асада и его команды – в отсутствии твердой дипломатической линии, или в применении оружия против оппозиции?
Р.П.: Тут надо посмотреть более широко на проблему. До середины 80-х годов в арабском мире шла борьба арабского социализма и исламистских идей.
К началу 90-х годов социализм свою борьбу проиграл и остались реликты типа: Народная демократическая республика Йемен (объединилась с ЙАР), Ирак (партия Баас отстранена от власти в 2003 году после американской интервенции), Ливия (2011 год – потеря власти Муаммаром Каддафи и его гибель), реально осталась только Сирия.
Генеральный тренд идет на слом режимов социалистического типа, как ориентированных на постсоветскую Россию. Глобально, инициативу стремятся перехватить арабские монархии Персидского залива в альянсе с Западом.
Islam Today: В ходе военных действий сам Башар Асад потерял многих соратников – министра вооруженных сил и других приближенных к нему чиновников высокого ранга. Лишившись силовой и интеллектуальной поддержки, Асад держится за власть не имея даже третей части от прежней команды, публично ссылаясь на волю народа: «Я не держусь за свой пост, но оставлю его только по воле сирийского народа. Я служу своему народу и прислушиваюсь к его желаниям и нуждам!»
Как бы Вы прокомментировали позицию Президента Асада в свете государственно-правового регулирования?
Р.П.: Без Башара Асада алавитов в Сирии ждут репрессии, как и национальных меньшинств, включая курдов. Правящий Асад не может просто так уйти. Оппозиция по мнению режима нелегитимна и на этом основании считают, что переговоры вести, де-юре, – не с кем. Официальная позиция Сирии – мы воюем с бандами террористов Франции, Великобритании, Катара.
Islam Today: Россия не вмешивается во внутренние дела Сирии, подчеркивая суверенное право Сирийской Арабской республики на самоопределение.
Как бы Вы объяснили геополитическую линию Белого Дома США и других стран, требующих от Башара Асада досрочно уйти в отставку?
В чем конкретно ключевой интерес США и Евросоюза в сирийской ситуации?
Р.П.: Запад опасается прихода к власти исламистов. Сценарий и развитие конфликта показывают, что чем дальше усугубляется конфликт, тем радикальнее в действиях повстанцы в Сирии. Не забывая о наличии химического оружия у Сирии и возможной дестабилизации по всему Ближнему Востоку.
Запад считает, что чем быстрее закончится конфликт, тем больше шансов у демократически настроенной части оппозиции, ориентированной на Запад.
Islam Today: Какие Вы видите ресурсы у Башара Асада в рамках суверенного права подготовить воюющие стороны к взаимному диалогу, на что постоянно делает ставку глава МИД России Сергей Лавров?
И реально ли достижение такого результата дипломатическим путем? – ведь никто из политологов не берется предсказывать сценарий будущего Сирии.
Р.П.: К огромному сожалению, проблема в том, что обе стороны сирийского конфликта не стремятся к такому целенаправленному диалогу.
Оппозиция требует безоговорочного ухода Башара Асада, а режим требует от оппозиции полного разоружения как условие диалога с оппозиционерами. Каждая сторона рассчитывает, прежде всего, на военный успех и рассматривает политические переговоры как слабость, уступку.
Islam Today: Асад как правящий Президент не пытается использовать право и конституционную обязанность урегулировать конфликт законными способами. По Вашему мнению, какие уроки из сирийской трагедии должны извлечь Россия и соседние с Сирией шариатские страны?
Р.П.: Соединенными усилиями надо не допускать усиления салафитов в исламском мире и на этой почве у России и Запада есть общие точки соприкосновения.
А общие точки соприкосновения России и Запада заключаются в том, чтобы задавить салафизм. На примере большевиков западный мир понимает, что контролировать идеологический проект можно только на начальном этапе, потом он выходит из-под контроля. Германский генеральный штаб тоже думал, что контролирует большевиков.
Ваххабизм и салафизм – не одно и то же
Islam Today: В мировом исламе и в России, известные как ваххабиты мусульмане, они идеологически являются салафитами? Ваххабиты и салафиты – имеют единую платформу, это одна и та же исламская ветвь?
Р.П.: Прежде всего необходимо понимать, что ваххабизм и салафизм не одно и то же. Ваххабитами называют ваххабитов только в России, а их самоназвание единобожники, западное же наименование – пуритане ислама. Другое название салафитов – чистый ислам или чистые мусульмане.
Ваххабизм опирается на ханбалитскую школу права (мазхаб), господствующую сейчас только в Саудовской Аравии и Катаре. Салафизм проистекает из глобальной сети салафи, во главе которой стоит «Аль-Каида».
Но смысл все же не в этом
Ваххабизм можно сравнить с коммунизмом Сталина, а салафизм – с коммунизмом Ленина. Для Сталина коммунизм средство укрепления геополитической мощи Советского Союза, а для Ленина – глобальный идеологический проект, продуктом которого был СССР. Победа революции в одной стране невозможна без победы в глобальном масштабе. Бесконечная революция до полной победы.
Ваххабизм выступает средством увеличения регионального влияния Саудовской Аравии, причем это влияние сейчас активно оспаривается как ни странно Катаром. Катарский спецназ сыграл не последнюю роль в событиях в Ливии, а также активно действует в Сирии на стороне повстанцев.
Салафизм же – это беспрерывная революция, идеологическая утопия в действии, причем победить она должна в глобальном масштабе, в том числе на последнем этапе и в западном мире через исламизацию. Однако предлагаемый салафитами проект халифата является тоталитарным и террористическим государством, к тому же никогда не существовавшим в действительности, даже во времена Арабского халифата.
В топке всемирной исламской революции салафитов может сгореть, прежде всего, влияние западной цивилизации на мир, а ведь в ближайшие 20-30 лет альтернативы ближневосточной нефти нет. Потом – да, но не сейчас.
Islam Today: Спасибо Роман за интервью по сирийской проблеме. Инстинкт политического самосохранения , которой не видно конца. Впечатление, что мировое сообщество больше обеспокоено, чем Асад
И ни что не влияет на ход событий, даже данные ООН о погибших в ходе конфликта – 60 тысяч погибших с марта 2011. Если стороны и дальше будут упражняться в войне, то Сирия может достаться третьей стороне, приведя страну с в состояние доисламской эпохи. Правящему Асаду все ни по чем.
Кому известно будущее Сирии и Асада?
«Президент Сирии Башар Асад не может играть какую-либо роль в будущем переходном правительстве страны!» – заявила на брифинге официальный представитель Госдепартамента США Виктория Нуланд.
«Наша позиция остается прежней уже более года: Асад должен уйти. Мы не считаем, что он может сыграть какую-либо роль в переходном правительстве», – сказала Нуланд, комментируя слухи о том, что власти США согласны на то, чтобы Асад участвовал в переходном правительстве.
По словам представителя Госдепа, власти США по-прежнему хотят, чтобы Россия использовала все возможное влияние на Асада, чтобы убедить его начать процесс передачи власти. Источник: Интерфакс.
США в отношении Сирии дает себе право открыто навязывать свой сценарий событий. По мнению Белого Дома, в Сирии должно быть сформировано переходное Правительство, да, американским политикам виднее кому должна перейти власть в Сирийской арабской республике. Можно, конечно, попивая кофе, поучить главного сирийца каким путем восстановить мир сирийцам, война идет не за окнами Белого Дома.
Сирийский президент Асад вновь назвал условие: обязательство со стороны других государств не финансировать повстанцев. «Мы не будем вести переговоров с марионетками Запада».