УТВЕРЖДЕНО
Приказом заместителя генерального директора


от «» ______ 20__ года № _

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПРОВЕДЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ ОБМЕРОВ
ОБЪЁМОВ ВЫПОЛНЕННЫХ СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫХ
И РЕМОНТНЫХ РАБОТ НА СТРОИТЕЛЬНЫХ ОБЪЕКТАХ
И ПЕРЕСЧЁТА СТОИМОСТИ РАБОТ, ОПЛАЧЕННЫХ ЗАКАЗЧИКОМ

город ___
20__

Содержание

  1. Общие положения
  2. Основные понятия
  3. Организация проведения контрольных обмеров
  4. Порядок проведения контрольных обмеров и определения отклонений
    (завышений, занижений) объёмов и стоимости выполненных работ
    4.1. Подготовительный этап проведения контрольных обмеров,
    проведение документальной проверки документов
    4.2. Проведение контрольных обмеров непосредственно на объектах
    4.3. Оформление результатов контрольных обмеров (с ведомостями пересчёта
    стоимости выполненных работ)
  5. Выводы контролирующего органа по результатам контрольного обмера,
    проверенных объёмов выполненных работ и пересчёта стоимости оплаченных работ

  1. Общие положения
    Методические рекомендации по проведению контрольных обмеров объемов выполненных строительно-монтажных и ремонтных работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте на объектах капитального строительства, частично или полностью финансируемых за счет средств заказчика (далее по тексту – Методические рекомендации), разработаны на основании законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности, Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Методических рекомендаций по проведению контрольных обмеров объёмов выполненных строительно-монтажных и ремонтных работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте и ремонте на объектах капитального строительства, частично или полностью финансируемых за счёт средств заказчика.
    Методические рекомендации разработаны с целью установления общих требований, правил и процедур для использования их сотрудниками заказчика (далее по тексту – Контрольный орган) при организации и проведении контрольных обмеров объёмов выполненных строительно-монтажных и ремонтных работ, проверки стоимости оплаченных работ, и при оформлении их результатов.
    По вопросам, порядок решения которых не урегулирован Методическими рекомендациями, решение принимается руководителем Контрольного органа.
  2. Основные понятия
    В целях настоящих Методических рекомендаций используются следующие основные понятия:
    Контрольный обмер – это совокупность форм и методов для проверки объёмов и стоимости выполненных строительно-монтажных и ремонтных работ на предмет их соответствия утверждённой проектной, в том числе сметной документации, а также качества и количества фактически использованных материалов и установленного оборудования.
    Акт контрольного обмера объёма выполненных работ – документ, составляемый по результатам проведённого контрольного обмера на объектах, с указанием общих физических и стоимостных объёмов проверенных работ, а также выявленных отклонений от объёмов и стоимости этих работ, указанных в исполнительной, в том числе в первичной оправдательной документации.
    Ведомость пересчёта стоимости выполненных (оплаченных) работ – документ, прилагаемый к акту контрольного обмера, в котором перечислены конкретные виды работ, включенные в акты о приемке выполненных работ формы КС-2 и другие обязательные формы, утверждённые Учетной политикой объекта проверки, и результат их исполнения (фактически не выполненные, выполненные в меньшем или большем объёме) с указанием физических объёмов этих работ и их стоимости.
    Ведомость пересчёта объёмов и стоимости выполненных работ подлежит обязательному приложению к акту контрольного обмера, если работы, включённые в акты о приемке выполненных работ (форма № КС-2, утверждённая постановлением Госкомстата России от 11.11.1999 № 100), или в иные документы (далее – акт о приёмке выполненных работ), фактически не выполнены.
    Контрольные обмеры проводятся в процессе контрольных мероприятий, проводимых в соответствии с разработанным Стандартом внешнего финансового контроля «Общие правила проведения контрольного мероприятия», утверждённым распоряжением контрольного органа заказчика (далее по тексту – Стандарт) и оформляются по установленной форме.
    Объектами контрольных обмеров являются вновь возводимые, реконструируемые и ремонтируемые в соответствии с договорами (муниципальными контрактами) объекты муниципальной собственности.
    Основные цели контрольных обмеров, проводимых на объектах:

  1. Проверка объемов и стоимости оплаченных или предъявленных к оплате (принятых заказчиком) работ за полностью завершенные строительством и сданные в эксплуатацию объекты или этапы работ, очереди, предусмотренные плановой и проектной документацией, а также договорами (муниципальными контрактами).
  2. Определение полноты выполнения работ, принятых по актам о приемке выполненных работ.
  3. Проверка готовности объекта, принятого в эксплуатацию.
  4. Проверка объемов и стоимости оплаченных или предъявленных к оплате (принятых заказчиком) работ по незавершенному производству строительно-монтажных и ремонтных работ.
  5. Установление соответствия объекта его характеристике и назначению, предусмотренному утвержденной проектной, в том числе сметной и аукционной документацией.
  6. Проверка наличия оборудования и затрат на его приобретение на предмет соответствия их проектной документации, в том числе сметной документации, а также условиям договоров (муниципальных контрактов).
    Основные формы и методы проведения контрольных обмеров.
    Формы проведения контрольных обмеров:
  • камеральная проверка документов (без выезда на объект);
  • проверка документов с выездом непосредственно на объект с применением измерительных инструментов и приборов;
  • проверка документов с визуальным осмотром (и (или) обследованием) объекта без применения измерительных инструментов и приборов с выездом непосредственно на объект.
    Методы проведения контрольных обмеров:
  • сплошной;
  • выборочный.
    Сплошные или выборочные контрольные обмеры проводятся на объектах в соответствии с утвержденной в установленном порядке программой проведения контрольного мероприятия, с учетом достаточности времени и специфики объектов.
    Выборочные контрольные обмеры, как правило, проводятся при наличии выполненных работ в труднодоступных (скрытых) местах и в неблагоприятных погодных условиях.
    Предпочтительным методом контрольного обмера является сплошной метод.

3. Организация проведения контрольных обмеров
Для проведения контрольных обмеров Контрольно-счетной палатой могут привлекаться независимые специалисты или внешние эксперты, соответствующие нормативным требованиям, установленным правовыми актами, в порядке, предусмотренном Стандартом, Регламентом Контрольно-счетной палаты и иными правовыми актами Контрольно-счетной палаты.
В случаях привлечения Контрольно-счетной палатой к проведению контрольных обмеров специалистов или внешних экспертов проведение контрольных обмеров и оформление их результатов производится в соответствии со Стандартом внешнего муниципального финансового контроля СВМФК № 2 «Общие правила проведения контрольного мероприятия», утвержденным распоряжением Контрольно-счетной палаты.
Контрольные обмеры проводятся под руководством руководителя группы проверки Контрольно-счетной палаты и оформляются актом, подписанным группой проверки Контрольно-счетной палаты, привлеченными специалистами или внешними экспертами, представителями заказчика и подрядчика.
Ведомости пересчета стоимости выполненных работ составляются и подписываются привлеченными специалистами или внешними экспертами.
Сотрудники Контрольно-счетной палаты не принимают участия в оформлении ведомостей пересчета, их не подписывают, а организуют работу привлеченных специалистов или внешних экспертов, общее руководство и предварительное обсуждение результатов их деятельности до оформления акта по результатам контрольного мероприятия.
Контрольные обмеры и оформление их результатов осуществляются в пределах сроков проведения контрольного мероприятия на объекте контроля.
О времени, месте и порядке проведения контрольного обмера, необходимости назначения представителя заказчика для участия в контрольном обмере и подписания акта контрольного обмера, в том числе в случаях привлечения специалистов (внешних экспертов) руководитель группы проверки Контрольно-счетной палаты извещает заказчика капитального строительства (реконструкции, ремонта) не менее чем за два рабочих дня до даты его проведения.
Руководитель группы проверки обязан предложить заказчику:
1) определить представителя заказчика, в том числе отвечающего за осуществление строительного контроля, для участия в контрольном обмере;
2) подготовить в случае необходимости на указанных представителей заказчика доверенности, определяющие право участия в проведении контрольного обмера и оформлении его результатов, в том числе подписании акта контрольного обмера;
3) официально уведомить подрядную организацию (организацию — исполнителя работ), а также организацию, осуществлявшую строительный контроль, о месте, времени проведения контрольного обмера и о необходимости прибытия их уполномоченных представителей с доверенностью, определяющей право участия в проведении контрольного обмера и оформлении его результатов, в том числе подписании акта контрольного обмера.
До начала контрольного обмера должностные лица Контрольно-счетной палаты или привлеченные специалисты (внешние эксперты) в установленном порядке запрашивают, а заказчик представляет для проверки разрешительную, проектную, в том числе сметную, а также рабочую и исполнительную документацию.
Состав запрашиваемых документов, а также необходимость представления их копий, заверенных в установленном порядке, определяется руководителем группы проверки Контрольно-счетной палаты.

4. Порядок проведения контрольных обмеров и определения отклонений (завышений, занижений) объемов и стоимости выполненных работ
4.1. Подготовительный этап проведения контрольных обмеров, проведение камеральной проверки документов
На подготовительном этапе, а также при проведении камеральной проверки документов осуществляется изучение плановых, финансовых и бухгалтерских документов, проектной, в том числе сметной и договорной документации, документации строительных организаций и строек, в которых фиксируются виды, объемы и стоимость выполненных работ.
Изучению и анализу подлежат следующие документы:

  • акты о выборе земельных участков под строительство;
  • разрешения на строительство и реконструкцию объектов;
  • утвержденная в установленном порядке проектная, в том числе сметная документация;
  • заключения государственной и независимой экспертизы по проектной, в том числе сметной документации (в установленных случаях);
  • документация о закупках, в том числе на предмет соответствия ее требованиям Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;
  • расчет начальной (максимальной) цены контракта (договора);
  • контракты (договоры) на производство работ (оказание услуг), в том числе с учетом положений об ответственности заказчика и подрядчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом и дополнительными соглашениями к нему;
  • дефектные акты, акты технических обследований, описи работ по объектам ремонта;
  • акты о приемке выполненных работ;
  • справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3, утвержденная постановлением Госкомстата России от 11.11.1999 № 100) или иные документы, установленные учетной политикой организации;
  • расчеты удорожаний материалов, конструкций и изделий;
  • бухгалтерские справки (оборотно-сальдовые ведомости по контрагентам) о выполнении и оплате работ;
  • разрешения на ввод объектов в эксплуатацию;
  • документы о государственной регистрации прав на недвижимое имущество в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
  • иная исполнительная документация, в том числе акты технических обследований при ремонтных работах, акты лабораторных испытаний, оценочные описи работ, акты освидетельствования скрытых работ, журналы учета и производства работ, выполненных работ, авторского надзора, акты и журналы инструментальных (геодезических) замеров, инженерных изысканий, паспорта переданного в монтаж оборудования, акты испытания вхолостую и (или) под нагрузкой смонтированного оборудования согласно техническим требованиям, сертификаты, расчетно-платежные документы на основные строительные материалы, исполнительные чертежи.
    На подготовительном этапе контрольного обмера или при проведении контрольного обмера в форме камеральной проверки документов (без выезда на объект) производится сопоставление показателей актов о приемке выполненных работ с показателями исполнительной и проектной, в том числе сметной документации.
    В результате сопоставления показателей расчетным путем с применением федеральных и территориальных сметно-нормативных баз при проверке проектной, в том числе сметной документации, могут быть выявлены отклонения (завышения, занижения) объемов и стоимости выполненных работ, вызванные:
  • неправильным применением норм и расценок, установленных федеральными и территориальными сметно-нормативными базами, коэффициентов (индексов) пересчета стоимости работ в текущий уровень цен, ежеквартально публикуемых Министерством строительного комплекса Московской области, а также разрабатываемых Государственным автономным учреждением Московской области «Мособлгосэкспертиза» (далее — ГАУ МО «Мособлгосэкспертиза»), утверждаемых Московской областной комиссией по индексации цен и ценообразованию в строительстве (далее — Московская областная комиссия), включенным в федеральный реестр сметных нормативов, формируемый федеральным автономным учреждением «Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов»;
  • завышением (занижением) нормативов накладных расходов и сметной прибыли и основных видов прочих работ и затрат, включаемых в сметную и исполнительную документацию, в том числе в сводный сметный расчет стоимости строительства;
  • неправильным применением нормативных правовых актов и иных документов (например, применение территориальной сметно-нормативной базы вместо федеральной при строительстве объектов за счет средств федерального бюджета), индексов пересчета стоимости основных материалов, отличных от индексов, разрабатываемых ГАУ МО «Мособлгосэкспертиза»;
  • определением стоимости строительства без учета требований Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004, утвержденной постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 05.03.2004 № 15/1, Порядка ценообразования и сметного нормирования в строительстве Московской области (ПЦСН-2014 МО) и Методических рекомендаций по формированию начальной (максимальной) и твердой цены государственных и муниципальных контрактов при размещении заказов на поставки товаров, выполнении работ, оказании услуг, финансирование которых осуществляется с привлечением средств областного бюджета и муниципальных образований Московской области, утвержденных протоколом Московской областной комиссии от 26.03.2014 № 3.
    Кроме того, при проверке данных исполнительной документации, в том числе актов о приемке выполненных работ, выявляются отклонения (завышения, занижения) объемов и стоимости выполненных работ, вызванные:
  • применением текущих индексов пересчета стоимости работ и основных материалов по ранее выполненным работам;
  • повторной оплатой выполненных работ и произведенных затрат;
  • необоснованным включением в акты о приемке выполненных работ физических объемов работ, превышающих объемы, предусмотренные проектной, в том числе сметной документацией;
  • включением в акты о приемке выполненных работ, работ и затрат, не предусмотренных проектной, в том числе сметной документацией;
  • необоснованным увеличением стоимости монтажных работ за счет завышения количества единиц и веса оборудования;
  • повторным предъявлением к оплате отдельных элементов прямых затрат, накладных расходов, учтенных в составе комплексных норм, цен и расценок или входящих в состав лимитированных начислений (временные здания и сооружения, зимние удорожания и другие);
  • сокрытием сроков фактически выполненных объемов работ и предъявлением их к оплате по истечении определенного периода времени, с применением более высоких коэффициентов (индексов) пересчета в текущий уровень цен;
  • неполным или несвоевременным возвратом подрядной организацией заказчикам материалов и конструкций, полученных от разборки сносимых и переносимых зданий и сооружений или их стоимости в размере, определенном проектной документацией;
  • арифметическими ошибками.
    По результатам анализа на подготовительном этапе контрольного обмера, а также при проведении камеральной проверки документов определяются:
  • объекты или отдельные виды строительно-монтажных и ремонтных работ, подлежащие проверке с выходом (выездом) непосредственно на объект;
  • отклонение (завышение, занижение) отдельных видов работ и затрат, допущенных в проектной, в том числе сметной и исполнительной документации;
  • несоответствие актов о приемке выполненных работ проектной, в том числе сметной документации;
  • неправильное применение норм и расценок, а также лимитированных и нелимитированных затрат в актах о приемке выполненных работ;
  • несоответствие приобретенного оборудования проектной, в том числе сметной документации.
    4.2. Проведение контрольных обмеров непосредственно на объектах
    Проведение контрольных обмеров непосредственно на объектах осуществляется сплошным или выборочным методом. Метод проведения контрольных обмеров определяется в программе проведения контрольного мероприятия.
    Для проведения контрольных обмеров на объектах привлекается не менее двух сотрудников Контрольно-счетной палаты.
    Для установления фактически выполненных объемов строительно-монтажных и ремонтных работ контрольные обмеры с выездом на объекты проводятся специалистами Контрольно-счетной палаты или с участием привлеченных специалистов (внешних экспертов) в присутствии представителей проверяемой организации (заказчика), а также с участием представителей подрядной организации и организации, осуществлявшей строительной контроль.
    В случае неприбытия на объект контрольного обмера официально уведомленных представителей заказчика, подрядчика и организации, осуществлявшей строительный контроль, контрольный обмер проводится без их участия, о чем отражается в акте контрольного обмера.
    В процессе контрольных обмеров непосредственно на объектах производится сопоставление данных проектной, исполнительной документации, в том числе актов о приемке выполненных работ, с фактически выполненными строительно-монтажными и ремонтными работами на объекте, а также учетных данных о монтируемом и не подлежащем монтажу оборудовании с фактически установленным на объекте.
    Проверка объемов и стоимости выполненных строительно-монтажных и ремонтных работ производится путем инструментального обмера их в натуре и сопоставления с данными учета объемов выполненных работ (форма № КС-2) у заказчика и подрядной организации и данными, содержащимися в проектной (сметной) документации.
    При наличии на объектах журналов учета и производства работ (форма № КС-6) контрольный обмер производится путем сопоставления данных указанных журналов, актов о приемке выполненных работ (форма № КС-2) и фактически выполненных объемов работ, полученных при обмере.
    В случаях сокрытия и (или) отсутствия на объектах актов на скрытые работы, журналов учета выполнения и производства отдельных видов строительно-монтажных работ, в необходимых случаях контрольный обмер производится непосредственно на объекте путем обмерных работ со вскрытием отдельных элементов и конструкций, с последующим сопоставлением полученных объемов с данными актов о приемке выполненных работ и утвержденной проектной документацией.
    Стоимость объемов работ, отраженных в актах о приемке выполненных работ, превышающих фактически выполненные объемы, считается завышением объемов выполненных работ.
    Для обмерных работ, по мере необходимости, могут применяться измерительные инструменты: линейки, рулетки, стальные струны, штангенциркули, щупы, шаблоны, угломеры, уровни, отвесы, лупы, измерительные микроскопы, мерные ленты, а в случае необходимости — специальные измерительные приборы: нивелиры, теодолиты, дальномеры, различные дефектоскопы, лазерные дальномеры, дорожные колеса- курвиметры и другие. Все применяемые инструменты и приборы должны быть сертифицированы и своевременно поверены.
    Проведение контрольных обмеров осуществляется с обязательным соблюдением требований техники безопасности. Запрещается проводить контрольные обмеры без необходимого оборудования и снаряжения на травмоопасных участках и объектах.
    В ходе контрольного обмера устанавливаются:
  • невыполнение и (или) выполнение работ в объемах, меньших, чем предусмотрено актами о приемке выполненных работ;
  • отсутствие оборудования, предусмотренного проектной документацией;
  • замена материалов и оборудования на иные материалы и оборудование, в том числе на более дешевые и низкого качества по сравнению со сметой и техническими условиями к контракту;
  • несоответствие выполненных работ строительным нормам и правилам, в том числе по качественным показателям;
  • незаконченность объектов, отдельных этапов работ.
    К завышениям объемов и стоимости выполненных работ, выявляемым контрольным обмером непосредственно на объектах, относятся:
  • включение в акты о приемке выполненных работ, работ фактически не выполненных, а также отсутствующих материалов (оборудования);
  • использование материалов и оборудования, отличных от материалов и оборудования, указанных в актах о приемке выполненных работ;
  • неправильное применение расценок, норм и цен;
  • необоснованное увеличение стоимости строительно-монтажных и ремонтных работ за счет завышения количества единиц и веса оборудования;
  • некачественно выполненные работы;
  • повторное предъявление к оплате отдельных элементов прямых затрат, накладных расходов, учтенных в составе комплексных норм, цен, расценок или входящих и, оплаченных в составе прочих расходов и затрат, предусмотренных Сводным сметным расчетом (временные здания и сооружения, зимнее удорожание);
  • невозврат подрядной организацией заказчику материалов и конструкций, полученных от разборки сносимых или переносимых, в том числе временных зданий и сооружений либо их стоимости, предусмотренный проектной, в том числе сметной документацией;
  • недостача или порча приобретенного и установленного оборудования на объектах.
    Правильность оплаты выполненных работ по конструкциям, обмер которых затруднен или невозможен, подтверждается проверкой соответствия фактически выполненных работ рабочим чертежам и спецификациям при условии установки конструкций в проектное положение. Для определения правильности оплаты указанных работ используются имеющиеся на объекте первичные оправдательные документы, обосновывающие объемы и состав выполненных работ, включая журналы учета выполнения и производства работ и акты освидетельствования скрытых работ.
    Проверка объемов скрытых работ (засыпанные фундаменты, конструкции полов, автомобильные дороги, траншеи с уложенными в них трубопроводами и другие) должна производиться по актам освидетельствования скрытых работ. При отсутствии таких актов объемы выполненных работ подсчитываются по рабочим чертежам, а в необходимых случаях путем вскрытия отдельных строительных элементов и конструкций. Необходимость вскрытия отдельных строительных элементов и конструкций определяется руководителем группы проверки по мотивированным предложениям привлеченных специалистов (внешних экспертов), участвующих в проведении контрольного обмера, по согласованию с заказчиком строительства (ремонта) и подрядной организацией.
    Незаконченные части конструктивных элементов и видов работ, по которым не допускается раздельная оплата отдельных операций, входящих в состав единичных расценок, а также стоимость строительных материалов и конструкций, завезенных на объект, не смонтированных, но включенных в акты о приемке выполненных работ, относятся к завышению объемов и стоимости работ.
    В ходе контрольных обмеров при подсчете объемов выполненных работ по рабочим чертежам и спецификациям к ним, необходимо руководствоваться указаниями, приведенными в соответствующих главах строительных норм и правил, технических частях к сборникам единичных расценок и других нормативных правовых документах, на основе которых составлены расценки, укрупненные сметные нормы, прейскуранты и сметы к рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке.
    Подсчет объемов работ необходимо проводить с учетом подсчетов объемов работ, осуществленных ранее.
    Например, площадь оконных и дверных проемов следует подсчитывать один раз: при исчислении объема стен и перегородок с последующим использованием этих данных при определении объема отделочных и других работ. При этом объемы должны быть выражены в измерителях, принятых в единичных расценках, укрупненных сметных нормативах, прейскурантах и в других документах, служащих основанием для расчетов за выполненные работы.
    Сметные нормативы и нормы накладных расходов учитывают применение вспомогательных приспособлений, устройств и подмостей, необходимых для производства работ, а также поддерживающих лесов для монолитных конструкций, за исключением особо оговоренных случаев в этих нормативах, поэтому повторный учет в актах о приемке выполненных работ указанных выше затрат следует относить к завышениям стоимости работ.
    При проверке правильности оплаты работ по монтажу оборудования устанавливается соответствие количества, типа, марки, веса и других технических параметров смонтированного оборудования типу, марке, весу и другим техническим параметрам оборудования, указанным в паспортах, актах о приемке выполненных работ и иных первичных оправдательных документах. Если фактически смонтированное оборудование отличается от предусмотренного в актах о приемке выполненных работ и не соответствует проектной документации, то его стоимость в полном объеме относится к завышению объемов и стоимости выполненных работ и включается в ведомость пересчета.
    Работы по монтажу оборудования считаются законченными только при наличии отчетов пуско-наладочной организации о его индивидуальном опробовании вхолостую, а в необходимых случаях, установленных техническими требованиями, и под нагрузкой. При отсутствии отчетов на пуско-наладочные работы на объектах стоимость оплаченных пуско-наладочных работ следует относить к завышениям объемов и стоимости выполненных работ.
    Аналогично, при проверке правильности оплаты немонтируемого оборудования устанавливается соответствие количества, типа, марки, номеров, технических параметров оборудования данным, указанным в паспортах, счетах, счетах-фактурах, товарно-транспортных накладных, актах о приемке выполненных работ и других первичных оправдательных документах.
    При определении завышений стоимости выполненных работ зачет стоимости выполненных работ, не включенных в акты о приемке выполненных работ, не допускается.
    При проверке обоснованности примененных подрядчиком повышающих коэффициентов (например, стесненности при производстве работ) помимо проекта организации работ на объекте группой проверки осуществляется проверка фактических условий выполнения работ с выходом на объект и его осмотром. Выводы об обоснованности (необоснованности) примененных повышающих коэффициентов должны быть отражены в акте контрольного обмера либо в акте визуального осмотра, подписанного всеми участниками обследования объекта.
    4.3. Оформление результатов контрольных обмеров (с ведомостями пересчета
    стоимости выполненных работ)
    В результате проведения контрольного обмера непосредственно на объекте подготавливаются следующие материалы для оформления результатов контрольного обмера:
  • данные измерений объемов, выполненных строительно-монтажных и ремонтных
    работ;
  • данные о фактически не выполненных объемах работ, включенных в акты о приемке выполненных работ;
  • сведения о смонтированном на объекте оборудовании;
  • данные о наличии оборудования и мебели, не подлежащих монтажу.
    По материалам контрольных обмеров составляются акты контрольных обмеров, а при выявлении завышений объемов и стоимости выполненных работ дополнительно составляются ведомости пересчета стоимости работ, являющиеся приложением к указанным актам.
    При проведении контрольных обмеров на нескольких объектах составляются акты по каждому объекту.
    В акте контрольного обмера в обязательном порядке указываются:
  • время и место производства контрольного обмера;
  • основания производства контрольного обмера;
  • сведения об участниках контрольного обмера;
  • сведения об учреждении, чей специалист участвует в проведении контрольного обмера, или о внешнем эксперте — юридическом или физическом лице (наименование организации, наличие лицензии или сертификата, фамилия, имя, отчество, занимаемая должность), которому поручено производство контрольного обмера;
  • предупреждение специалиста (внешнего эксперта) в соответствии с законодательством Российской Федерации об ответственности за дачу заведомо ложного заключения;
  • объекты исследований и исходные материалы, представленные специалисту (эксперту) для производства контрольного обмера;
  • содержание и результаты контрольного обмера с указанием примененных методов;
  • расчетная оценка результатов контрольных обмеров, обоснование и формулировка выводов по поставленным вопросам;
  • дополнительные материалы, иллюстрирующие выводы контрольного обмера, которые прилагаются к акту контрольного обмера и служат его составной частью.
    В актах контрольных обмеров указываются примененный метод контрольного обмера или данные о применении в их процессе измерительных инструментов и специальных измерительных приборов, в том числе сведения об их сертификации и (или) поверке.
    При отсутствии на объекте учета выполненных работ (журналов учета выполненных работ), в акте контрольного обмера делается запись о том, что контрольный обмер производился путем замера выполненных работ в натуре и сопоставления их с утвержденной проектной, в том числе сметной документацией и актами о приемке выполненных работ без учета данных журналов учета выполненных работ.
    При неявке представителей заказчика капитального строительства (ремонта), подрядных организаций и организаций, осуществлявших строительный контроль для проведения контрольного обмера на объект, проверка проводится в установленном порядке, а акт контрольного обмера подписывается представителями присутствующих сторон.
    О фактах уклонений должностных лиц, назначенных для проведения контрольного обмера, от участия в контрольном обмере и подписания акта контрольного обмера, руководитель группы проверки Контрольно-счетной палаты ставит в известность руководителя объекта проверки.
    Количество экземпляров актов контрольного обмера и приложений к ним определяется исходя из количества представителей организаций, принимавших участие в нем. При этом один из экземпляров акта контрольного обмера и приложений к нему является обязательным приложением к акту о результатах проведения контрольного мероприятия.
    По одному экземпляру акта контрольного обмера (с прилагаемыми к нему документами) вручается каждому из представителей организаций, принимавших участие в проведении контрольного обмера под расписку с указанием даты получения.

5. Выводы Контрольно-счетной палаты по результатам контрольного обмера
проверенных объемов выполненных работ и пересчета стоимости
оплаченных работ
Руководителем группы проверки Контрольно-счетной палаты анализируются данные результатов проведенного контрольного обмера объемов выполненных работ, использованных при производстве работ строительных и иных материалов, понесенных материальных затрат, которые отражаются в акте контрольного мероприятия.
При наличии письменных возражений представителей объекта проверки и иных участников контрольного обмера против выводов привлеченных специалистов (внешних экспертов) руководитель группы проверки Контрольно-счетной палаты обязан организовать коллективное обсуждение возражений в присутствии заинтересованных лиц с возможным участием председателя или заместителя председателя Контрольно-счетной палаты.
Обсуждение отражается в протоколе совещания.
В случае неразрешения спорной ситуации в результате коллективного обсуждения председатель Контрольно-счетной палаты вправе направить письменный запрос в профильное Министерство Московской области либо в Мособлэкспертизу с целью получения однозначного ответа на возникшие вопросы.
При неполучении ответа на запрос в пределах срока проведения контрольного мероприятия Контрольно-счетная палата вправе использовать первоначальные (спорные) выводы при формулировке результатов мероприятия.
При получении ответа на запрос, который изменяет выводы Контрольно-счетной палаты по результатам контрольного мероприятия, распоряжением Контрольно-счетной палаты вносятся соответствующие изменения в акт контрольного мероприятия, о чем информируется руководитель объекта проверки.
Руководитель группы проверки Контрольно-счетной палаты вправе сделать собственные выводы по результатам контрольного обмера и (или) пересчета стоимости оплаченных работ, отличные от выводов специалистов (внешних экспертов), и отразить их мотивированно в акте контрольного обмера. Ответственность за качество контрольного мероприятия возлагается на руководителя группы проверки.