ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 декабря 2011 г. по делу N А57-10262/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2011 года
Полный текст постановления изготовлен 05 декабря 2011 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Александровой Л.Б.,
судей: Акимовой М.А., Борисовой Т.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Малковой С.Е.,
при участии в судебном заседании представителей заявителя: Пашкова Р.В., действующего на основании доверенности от 14 октября 2011 г. N 186, инспекции: Головиной К.Ю., действующей на основании доверенности от 11 ноября 2011 г. N 02-08/005439,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области (г. Саратов)
на решение арбитражного суда Саратовской области от 14 сентября 2011 года по делу N А57-10262/2011 (судья Викленко Т.И.)
по заявлению открытого акционерного общества «Международный банк финансов и инвестиций» (г. Москва)
к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области (г. Саратов)
о признании недействительным решения N 07/10 от 22 апреля 2011 года о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение

установил:

Открытое акционерное общество «Международный банк финансов и инвестиций» обратилось в арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании недействительным решения межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области от 22 апреля 2010 года N 07/10 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, в соответствии с которым ОАО Банк «МБФИ» привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 135.1 НК РФ за непредставление банком выписки по операциям на счетах в налоговый орган в соответствии с пунктом 2 статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в сумме 20 000 рублей.
Решением арбитражного суда Саратовской области от 14 сентября 2011 года заявленные Обществом требования удовлетворены. Суд признал недействительным решение Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области от 22.04.2011 г. N 07/10 о привлечении ОАО Банк «МБФИ» к ответственности за совершение налогового правонарушения. С межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области в пользу ОАО Банк «МБФИ» взысканы расходы по госпошлине в сумме 2000 руб.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилась с апелляционной жалобой в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит состоявшееся решение отменить по основаниям, изложенным в жалобе, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований в полном объеме.
ОАО Банк «МБФИ» представило отзыв на апелляционную жалобу, считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу налогового органа — без удовлетворения.
Дело в апелляционной инстанции рассматривается с соблюдением требований статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии с частью 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Заслушав представителей налоговой инспекции и Общества, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, изучив материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области в адрес ОАО «Международный банк финансов и инвестиций» (г. Москва) был направлен запрос от 22.08.2011 г. N 07-30/001285 о представлении в отношении ООО «Стройнорматив» выписки по операциям в отношении расчетных счетов данного общества, открытых в Банке, за период с 01.01.2009 г. по 31.12.2010 г.
В качестве правового основания данного запроса указаны положения п. 2 и п. 4 ст. 86 НК РФ — в связи с истребованием документов (информации) о конкретных сделках между ООО «Стройнорматив» и ООО «Кронверк» при проведении мероприятий налогового контроля в отношении ООО «Стройнорматив».
Названный запрос поступил в Банк 01.03.2011 г. (вх. N 608) и 02.03.2011 г. Банком в адрес налогового органа был направлен ответ (исх. 815) с отказом в предоставлении выписки из расчетного счета общества в связи с тем, что указанные в запросе основания предоставления информации нарушают тайну банковского счета (ст. 857 ГК РФ, ст. 26 Закона о банках и банковской деятельности), поскольку ООО «Стройнорматив», клиент Банка, зарегистрирован в другом налоговом органе.
В связи с отказом Банка представить запрашиваемые документы налоговый орган 23 марта 2011 г. составил акт N 05/07 об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях.
ОАО Банк «МБФИ» представило возражения на акт исх. N 1279 от 01 апреля 2011 г.
22 апреля 2011 г. заместителем начальника межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области Литвиновой С.В. по результатам рассмотрения акта от 23.03.2011 г. N 05/07 и возражений Банка принято решение N 07/10, которым Банк признан виновным и привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 135.1 НК РФ за непредставление банком выписки по операциям на счетах в налоговый орган в соответствии с пунктом 2 статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 20 000 руб.
ОАО Банк «МБФИ» обжаловало указанное решение налогового органа в порядке ст. 139 НК РФ в вышестоящий налоговый орган, Управление Федеральной налоговой службы по Саратовской области, решением которого от 17.06.2011 г. N 15-13/010988 в жалобе отказано, решение нижестоящего налогового органа признано законным и обоснованным.
Не согласившись с решением налогового органа о привлечении Банка к налоговой ответственности и полагая, что оно затрагивает права и интересы хозяйствующего субъекта в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд Саратовской области с соответствующим заявлением.
Заявление ОАО Банка «МБФИ» рассмотрено в соответствии с положениями главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При этом наличие указанных условий должны существовать одновременно.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные Обществом требования, исходил из отсутствия вины Банка в совершенном правонарушении, предусмотренном ст. 135.1 НК РФ, в связи с наличием существенных недостатков запроса налогового органа о предоставлении выписки по операциям на счетах организации.
Суд апелляционной инстанции находит данные выводы суда обоснованными, соответствующими фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, не противоречащими действующему законодательству о налогах и сборах.
Согласно пункту 1 статьи 82 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Кодексом. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Кодексом.
Указанным положениям Налогового кодекса Российской Федерации корреспондирует пункт 3 статьи 7 Закона РФ от 21 марта 1991 г. N 943-I «О налоговых органах Российской Федерации», в соответствии с которым налоговым органам предоставляется право осуществлять налоговый контроль путем проведения налоговых проверок, а также в других формах, определяемых Кодексом.
Одной из форм налогового контроля, предусмотренного главой 14 Налогового кодекса Российской Федерации, является информирование налоговых органов банками о своих клиентах.
Согласно пункту 2 статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение пяти дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа.
Абзацем 3 пункта 2 статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что указанная в настоящем пункте информация может быть запрошена налоговым органом:
— после вынесения решения о взыскании налога;
— в случае принятия решений о приостановлении операций;
— в случае принятия решений об отмене приостановления операций по счетам организации (индивидуального предпринимателя).
Согласно пункту 3 статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации форма и порядок направления налоговым органом запроса в банк устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Форма запроса о представлении выписки (выписок) по операциям на счете (счетах) организации утверждена Приказом ФНС России от 5 декабря 2006 г. N САЭ-3-06/829@.
В Письмах ФНС России от 11 октября 2007 г. N ШТ-6-06/774@, от 25 июля 2007 г. N 06-1-04/495@, от 11 декабря 2007 г. N 06-1-04/797@ указано на то, что случае представления налоговым органом запросов в банк по форме, отличной от утвержденной Приказом от 5 декабря 2006 г. N САЭ-3-06/829@), такой запрос в силу положений статьи 86 НК РФ не может быть признан запросом о наличии счетов в банке (запросом об остатках денежных средств на счетах, запросом о представлении выписок по операциям на счетах) и, соответственно, исполнению не подлежит.
Согласно пункту 1.4 Приказа ФНС России от 5 декабря 2006 г. N САЭ-3-06/829@ форма запроса о представлении выписки (выписок) по операциям на счете (счетах) организации заполняется согласно Приложению 4 к данному Приказу.
Согласно названному приложению к форме запроса в мотивировочной части запроса должны быть перечислены основания запроса, а в соответствующих полях формы запроса следующее сведения:
а) полное наименование банка, в который представляется запрос, адрес его места нахождения, ИНН, КПП, БИК;
б) полное наименование организации, в отношении которой истребуется выписка (выписки), ее ИНН, КПП/фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя (нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет), в отношении которого истребуется выписка (выписки), его ИНН;
в) номер счета (номера счетов) организации (индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет), по операциям на котором (на которых) запрашивается выписка (выписки), либо указание на необходимость предоставления выписок по всем счетам, открытым данным лицом в банке;
г) период времени, за который запрашивается выписка (выписки);
д) наименование и адрес налогового органа, направляющего запрос, в адрес которого должна быть представлена запрашиваемая выписка (выписки).
Судом первой инстанции установлено, что запрос межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области от 22.02.2011 г. N 07-30/001285, направленный ОАО Банк «МБФИ», не содержит сведений о вынесении решения о взыскании налога, принятия решений либо о приостановлении операций или об отмене операций по счетам организации.
Кроме того, названный запрос содержит недостоверные реквизиты, установленные Приказом N САЭ-3-06/829@, а именно: не указано какая именно конкретная сделка имелась ввиду, ссылку на конкретные сделки нельзя идентифицировать; неверно указан КПП ООО «Стройнорматив» вместо КПП 772801001 указан КПП 72801001. Также названный запрос содержит неверный, не существующий и не открытый в Банке счет ООО «Стройнорматив»: вместо открытого в банке расчетного счета N 40702 810 5 0000 0000 243 указан 40702 820 5 0060 0000 243.
Таким образом, следует признать обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что спорный запрос не содержит надлежащего указания на проведение налоговым органом мероприятий налогового контроля в отношении организации, а также что данный запрос не соответствует требованиям Приказа ФНС России от 5 декабря 2006 г. N САЭ-3-06/829@
Согласно пункту 3 Определения Конституционного суда РФ от 14 декабря 2004 г. N 453-О положения налогового законодательства РФ не исключают права банка отказаться от исполнения требования налогового органа о представлении справок по операциям и счетам, если их необходимость не подтверждается целями и задачами налогового контроля (отсутствие в запросе налогового органа мотивировки необходимости представления соответствующей информации либо при наличии ненадлежащей мотивировки, не связанной с целями и задачами налоговых органов, а также при отсутствии в запросе указания на конкретный период, за который запрашивается информация). В этом случае отказ банка не может повлечь ответственность, предусмотренную статьей 135.1 НК РФ.
Таким образом, оснований для привлечения банка к ответственности по ст. 135.1 НК РФ не имелось, поскольку банком не исполнен запрос налогового органа, не отвечающий предъявляемым к нему законодательством требованиям.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции обоснованным, соответствующими законодательству о налогах и сборах, не опровергнутыми в ходе производства в суде апелляционной инстанции.
Решение арбитражного суда первой инстанции принято по правилам, установленным главой 20 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствует статье 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области.
Руководствуясь статьями 268 — 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

Решение арбитражного суда Саратовской области от 14 сентября 2011 года по делу N А57-10262/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области (г. Саратов) — без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в порядке, предусмотренном статьями 273 — 277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд Саратовской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.

Председательствующий
Л.Б.АЛЕКСАНДРОВА

Судьи
М.А.АКИМОВА
Т.С.БОРИСОВА